Речь в сегодняшней публикации пойдёт о новом законопроекте, который весён на рассмотрение в Государственную думу 3 октября 2023 года. Законопроект в системе обеспечения законодательной деятельности носит регистрационный номер 450126-8 и именуется "О внесении изменения в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц".
О чём законопроект?
Ни для кого не секрет, что у многие граждане получают минимальную оплату труда или оплату не превышающую 30 000 рублей. В связи с этим, после уплаты налога на доход, тех самых 13 процентов, на руках остаётся сумма существенно ниже прожиточного минимума (при минимальной заработной плате), что приводит граждан к сложной экономической ситуации внутри семьи и семейного бюджета. Существование человека может быть сведено к физиологическому выживанию. Это, кстати, и отмечают авторы законопроекта.
В связи с этим с 2001 года ведутся дискуссии среди законотворцев о необходимости переходить к прогрессивной шкале налогообложения. Тем более подобные шаги уже были предприняты. С 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 23 ноября 2020 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период» и введена налоговая ставка 15 % по НДФЛ вместо 13 % в отношении доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период.
Сейчас же, в вынесенном на рассмотрение законопроекте, предлагается следующая схема по ставкам НДФЛ:
- 0% – если налоговая база за налоговый период составляет менее 360 тыс. руб. или равна этой сумме;
- 13% - суммы налоговой базы, превышающей 360 тыс. руб., – если налоговая база за налоговый период составляет более 360 тыс. руб. и менее либо равна 5 млн руб.;
- фиксированная сумма 603,2 тыс. руб. и 15% суммы налоговой базы, превышающей 5 млн руб., – если налоговая база за налоговый период составляет более 5 млн руб. и менее либо равна 10 млн руб.;
- фиксированная сумма 1 353,2 тыс. руб. и 25% суммы налоговой базы, превышающей 10 млн руб., – если налоговая база за налоговый период составляет более 10 млн руб. и менее либо равна 50 млн руб.;
- фиксированная сумма 11353,2 тыс. руб. и 30% суммы налоговой базы, превышающей 50 млн руб., – если налоговая база за налоговый период составляет более 50 млн руб. и менее либо равна 100 млн руб.;
- фиксированная сумма 26 353,2 тыс. руб. и 35% суммы налоговой базы, превышающей 100 млн руб., – если налоговая база за налоговый период составляет более 100 млн руб.
Для чего нужны изменения?
"Законопроект подготовлен в целях введения прогрессивной шкалы налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в Российской Федерации" - так говориться в пояснительной записке.
Также там сказано, что: "Реализация предлагаемого законопроекта, предусматривающего введение прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц позволит не только повысить доходы мало- и среднеобеспеченных групп населения, смягчить социальное неравенство, но и увеличить налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации".
Почему хотят принять не только освобождение от налога, но и увеличение у части населения?
Дело в том, что после того, как будет установлен порог дохода, освобождаемого от налогообложения, граждане, зарабатывающие примерно до 30 000 рублей в месяц от налога будут освобождены. А сейчас они его платят, безусловно. В связи с этим встанет вопрос о пополнении бюджета, лишившегося доходов от налогообложения мало- и среднеобеспеченных слоев населения.
Поэтому и возникает предложение увеличить ставку НДФЛ для граждан с высокими и сверхвысокими доходами.
Когда законопроект может обрести статус закона и будет принят?
Поступающий в Госдуму законопроект и материалы к нему направляются на имя Председателя Госдумы, регистрируются в Управлении документационного обеспечения Аппарата Госдумы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Госдумы с присвоением уникального регистрационного номера. В нашем случае это номер 450126-8. Любой желающий на сайте Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности по данному номеру может отследить движение по данному законопроекту.
Процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии:
первое чтение (если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным);
второе чтение (в случае принятия законопроекта во втором чтении он направляется в ответственный комитет для устранения возможных противоречий);
третье чтение (заслушивается доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций, проводится голосование за принятие документа в целом).
Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Последним этапом является подписание и обнародование закона Президентом РФ в течение 14 дней после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно.
Поэтому данную законодательную инициативу ждёт как минимум 5 этапов, но, бытует мнение, что закон действительно "дозрел" до принятия и спустя 22 года дискуссий будет принят!
А как считаете вы? Будет ли принят данный закон? Принесёт он плюсы или минусы? Позволит "выбелить" заработные платы?
Изображение от Freepik