Сегодняшний день в копилке правовых событий пополнится короткой, но громкой новостью о принятии в третьем, а этом напомню, окончательном, чтении законопроекта, который запрещает гражданам и юридическим лицам независимо от форм собственности, размещать рекламные материалы = рекламироваться у лиц, признанных наших государством иностранными агентами.
В случае несоблюдения запрета, предусмотрены различные санкции как для иноагентов, так и для самих рекламодателей.
Кто такие иностранные агенты?
Понятие "иностранный агент" появилось после принятия Федерального закона № 327-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10-4 и 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 6 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"
Это любые физлица (или объединения лиц) вне зависимости от гражданства, организационно-правовой формы и юрисдикции, а также иностранные структуры без образования юрлица, участвующие в политической деятельности в России и получающие иностранное финансирование. Поддержка может выражаться в предоставлении не только денежных средств, но и организационно-методической, научно-технической и другой помощи.
С 1 декабря 2022 года Минюст ведет единый реестр иноагентов. Поэтому полный список (постоянно пополняющийся) физических и юридических лиц, включенных в реестр можно найти на сайте Министерства юстиции РФ.
На какие площадки распространяется запрет?
Запрет распространятся на любые их ресурсы, вне зависимости от их вида это и веб-сайты, блоги, социальные сети, группы в мессенджерах и т.д.
При этом отмечается, что запрещается рекламировать в СМИ и интернете ресурсы самих иноагентов. Однако, упоминание иноагента в качестве информационного сообщения возможно при условии соблюдения всех требований законодательства и добавления специальной пометки.
Ответственность будет?
Если иноагент продолжит размещение рекламных материалов от рекламодателей российских юр.лиц и граждан, то ему будет грозить штраф: для граждан-иноагентов до 50 тысяч рублей и до полумиллиона рублей для юрлиц-иноагентов.
После повторного нарушения закона в течение одного года с момента привлечения к административной ответственности наказание становится более строгим. Если в первый раз была административная ответственность, то теперь она станет уголовной, и нарушителю грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.
А если СМИ или рекламные компании разместят рекламу самого иноагента, то в соответствии с ч. 42 ст. 19.5 Кодекса штраф может достигать 300 тысяч рублей. Но первоначально будет вынесено предупреждение.
Что делать, если вы СМИ, рекламная площадка или рекламное агентство?
Никто не может быть застрахован, что ваш рекламодатель, рекламное лицо или площадка будет признана иноагентам. Заключая рекламный договор, дополните его пунктом о немедленном одностороннем расторжении договора, если вторую сторону признают иноагентом и регулярно проверяйте списки на сайте Минюста.
Когда закон вступит в силу
По истечении 10 дней с момент его подписания Президентом РФ и официального опубликования.
Изображение от Racool_studio на Freepik