В прошлой своей публикации о том, какие документы нужно подготовить для открытия наследственного дела, я обещала рассказать о том, как оформить наследственные права, находясь далеко от места открытия наследства.
Обещала – выполняю.
Обойдусь без преамбул, сразу по существу.
1. Определяем нотариальный округ, в который входит место жительства наследодателя. Для этого достаточно позвонить в нотариальную палату того субъекта, в котором проживал наследодатель. Список палат и контактные данные можно найти на сайте ФНП. После того как вы сообщите сотруднику палаты место его жительства, получите ФИО, адрес и телефон нотариуса, к которому необходимо обращаться.
Там же, в реестре наследственных дел, можно узнать о том, открыто ли наследственное дело к имуществу наследодателя.
2. Собираем необходимый пакет документов (переходим по ссылке выше, там все есть). Свидетельство о смерти можно получить в органах ЗАГС, так как у них единая база данных.
3. Выбираем в своем городе нотариальную контору и записываемся на прием с целью оформления заявления о принятии наследства в другом городе. Не забудьте, что к нотариусу необходимо обратиться в течение 6 месяцев с даты открытия наследства. Наследство открывается со смертью наследодателя.
4. На приеме у нотариуса будьте готовы сообщить всю имеющуюся у вас информацию, касающуюся наследодателя (дату смерти, место его жительства, степень родства, круг наследников, необходимость сделать запросы в кредитные учреждения, СФР и т.д.) и нотариуса, к которому обращаетесь с заявлением.
Как правило, к заявлению о принятии наследства прикладываются нотариально удостоверенные копии документов, за исключением документов, касающихся наследственного имущества. Некоторые наследники оформляют их сразу, кто-то предпочитает отправлять простые копии.
Если не планируете по истечении шестимесячного срока приезжать в нотариальную контору за получением свидетельства о праве на наследство, необходимо сразу указать просьбу о выдаче свидетельства и направлении его по указанному адресу. В этом случае в заявлении будет зафиксирована ваша обязанность оплатить почтовые расходы на отправку свидетельств и федеральный/региональный тарифы за выдачу свидетельства о праве на наследство. Если имеется недвижимое имущество – стоимость государственной пошлины за регистрацию права собственности в Росреестре. Последнее не обязательно.
Нотариус может направить вам УИН или квитанцию Росреестра для самостоятельной оплаты пошлины. Нужно лишь понимать, что нотариус обязан направить в Росреестр свидетельство о праве на наследство, но если не будет оплаты, то ведомство право собственности не зарегистрирует.
5. После оформления заявления имеется два варианта его направления в нотариальную контору – самостоятельно (почтой, курьерской службой, через других наследников) или через нотариуса. Объяснять процесс не буду, ничего сложного в нем нет. Лишь поясню, что через нотариуса быстрее и надежнее.
Отказ от наследства предполагает аналогичный алгоритм действий.
Не забывайте взаимодействовать с нотариусом по вопросам, касающимся оформления наследственных прав. Чтобы у него была возможность установить с вами обратную связь – укажите в заявлении ваш номер телефона.
Открыть наследственное дело в другом городе можно также воспользовавшись услугами представителя. Доверенность на оформление наследственных прав по всем основаниям с правом получения свидетельств о праве на наследство передаете представителю (оставьте себе копию с реестровым номером), и он лично обращается к нотариусу, действуя в ваших интересах. Такой способ удобнее тем, что всегда есть возможность ознакомиться с материалами дела, решить вопросы, касающиеся наследственного имущества и другие возможные проблемы в процессе оформления наследственных прав.