С 1 сентября 2022 года вступили в силу поправки к ФЗ «О рекламе», которые внёс Федеральный закон от 14 июля 2022 года N 326-ФЗ. Это навсегда изменило понимание интернет-рекламы и обязало всех причастных к процессу отчитываться в Роскомнадзор о каждой рекламной кампании (креативе) и каждом потраченном рубле.
Звучит страшно и запутано? Не думаю. Вот, что можно сказать коротко о важном:
Изменение 1. Учёт.
Роскомнадзор должен начать осуществлять учет, хранение и обработку информации об интернет-рекламе, в том числе сведений о рекламодателях, рекламораспространителях и операторах рекламных систем, т.е. фактически обо всех: от заказчиков рекламы до площадки, на которой она воспроизводится. Исключение составляет только социальная реклама.
Информация будет храниться Роскомнадзором в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР).
Что это за информация?
- ИНН участников рекламной цепочки (рынка);
- данные о заключенных договорах между всеми участниками цепочки распространения рекламы;
- информация о платежах по договорам;
-информация о рекламных объявлениях (образцы рекламы, показы и площадки, стоимость, заказчики).
Такую информацию ведомство будет хранить не менее 5 лет с момента получения.
Получить доступ к переданной информации смогут все участники цепочки «заказчик-площадка», Федеральная антимонопольная служба и налоговая инспекция.
Именно на этом этапе можно исключить довод бизнесменов об отказе в предоставлении информации, так как она составляет коммерческую тайну. Все мы прекрасно знаем, что по требованиям государственных органов (а ФАС и ФНС именно они) данные о стоимости договора обязаны предоставлять как сами заказчики, так и их контрагенты.
Здесь стоит отметить, что первые поправки в закон о рекламе, касающиеся предоставления информации были внесены ещё осенью 2021 года, но тогда формулировка звучала «вправе предоставлять». Ну, раз по-хорошему не получилось, то получите «обязан».
Как будет выглядеть на практике?
Заказчик обращается к исполнителю или в рекламное агентство, а те в свою очередь регистрирую будущую рекламную компанию через оператора рекламных данных. Именно оператор рекламных данных будет отвечать за своевременный сбор, обработку и подачу данных в единый реестр Роскомнадзора.
В реестре рекламе присваивается маркировка(о ней чуть ниже) и оператор передаёт уже полные данные в реестр, где их может получить налоговая и антимонопольная служба при необходимости.
Сейчас операторов рекламных данных 7 (их утвердят 1 ноября, пока это только кандидаты), но законом не ограничено количество таких операторов, а значит, их число будет расти. Тем более оператор может таким образом получать законный доход – комиссию за передачу данных в реестр. Но чтобы получить такой статус, необходимо иметь российское юридическое лицо с уставным капиталом не менее 200 млн рублей и договоры с рекламными системами и рекламораспространителями.
Ответственность всех участников рекламной цепочки предусмотрена за непредставление запрошенной информации.
Изменение 2. Маркировка
С 1 сентября 2022 года всю интернет-рекламу нужно маркировать (в том числе на сайтах, в соцсетях и телеграмм-каналах, а также рекламы у блогеров).
Исключение: e-mail рассылки и push-уведомления по клиентам из внутренней базы компании. Обязанность маркировать такую рекламную активность не возникает (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О рекламе»).
У маркированного рекламного объявления должны присутствовать маркер «Реклама», а также информация о рекламодателе или его сайте. Также маркированная реклама должна содержать уникальный токен. Их раздаст Роскомнадзор. Когда? Ждём 1 ноября, когда закончится переходной период и наступит какая-то ясность.
Через 20 календарных дней после показа маркированной рекламы в реестр должна быть передана информация о показах рекламы
Передавать данные о рекламе в ОРД должен каждый из участников цепочки. Поэтому Заказчику(рекламодателю) желательно передать эту обязанность рекламному агентству или площадке. Тогда он может ничего не передавать в ОРД самостоятельно.
Наказывать за неисполнение всего этого будут?
Отдельных штрафов по новым изменениям не предусмотрено, но действуют общие - за нарушение требований ФЗ «О рекламе»:
для физлиц – от 2 000 до 2 500 рублей;
для должностных лиц – от 4 000 до 20 000 рублей;
для юрлиц – от 100 000 до 500 000 рублей.
Что сделать уже сейчас?
! Проверить к какому участнику цепочки вы относитесь и на какую территорию ( в РФ или за пределы) транслируете рекламу.
! Проанализировать действующие договора в рекламных сферах.
! Подписать дополнительные соглашение или внести изменения в оферты по всем рекламным соглашениям – у вас должен появиться пункт об ответственности за непредоставление данных, о сохранности переданных сведений и праве передавать данные третьим лицам (но не куда попало!)
Важно: Переходной период продлится до 31 октября 2022 года. Полностью по новым правилам рынок рекламы заработает с 1 ноября 2022 года.
Как всегда, рекомендую не паниковать! В новых изменениях много серых пятен и слаженно отработать переход на «новые рельсы» поможет постоянный мониторинг разъяснения Роскомнадзора и вдумчивый правовой анализ всех нововведений!
Советую вам уже сегодня обратиться за правовым анализом действующих договоров на рекламные компании к юристам сервиса «Доступное право» или ко мне напрямую ко мне!
Юристы помогут вам разработать дополнительные соглашения с защищающими вашу компанию формулировками, а также дадут полезные рекомендации по внесению изменений в бизнес-процессы!