Представьте себе ситуацию, при которой в государственной аптеке не оказалось необходимого бесплатного лекарства. Что делать в таком случае? Покупать за свой счёт? Компенсируют ли затраты такому покупателю? Давайте разбираться!
Законодательство предусматривает право некоторых категорий граждан на получение важных лекарств за счёт бюджета, т.е. в рамках одной из мер социальной поддержки.
Но, к сожалению, часто происходят случаи, при которых, в аптеках препарат отсутствует и фармацевты разводят руками, предлагая приобрести лекарство за счёт личных средств больного.
Что делать?
Если бесплатного лекарства нет в этой и другой государственной аптеке в одном регионе, то фармацевт обязан зарегистрировать рецепт в журнале неудовлетворённого спроса в статусе «отсроченное обслуживание», оформить и отправить поставщику запрос на получение этого средства, так как аптека должна отпустить аналог препарата или организовать отсроченное обслуживание (п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. 29 декабря 2004 года).
В какие сроки ситуация разрешится?
Если препарат выписан лечащим врачом, доставить его в аптеку должны в течение 10 рабочих дней, если он назначен решением врачебной комиссии - в течение 15 рабочих дней. Если сроки пропущены, то необходимо обратиться с жалобой на нарушение закона в администрацию медучреждения, где получен рецепт, в департамент или министерство здравоохранения своего региона, в Росздравнадзор или Прокуратуру.
Может ли аптека «отозвать» рецепт?
Нет. Теоретически, аптечное учреждение может направить в больницу письмо с требованием отозвать рецепт в связи с тем, что товарные запасы кончились, но удовлетворять такое требование больничное учреждение не должно. Это не соответствует требованиям закона.
В таком случае, больной вынужденный приобрести лекарство за свой счёт по вине аптеки, имеет право подать в суд и получить компенсацию. Именно такой позиции придерживается Верховный суд в своём Определении № 53-КГ17-32.
Что делать, если и аптека отказывается регистрировать «отложенный спрос» или решать проблему?
Писать жалобу в Прокуратуру и Росздравнадзор, прикладывая обоснованные доказательства бездействий аптеки (о том, как собирать доказательства я рассказывала ранее). А если хотите попробовать решить проблему быстрее – находясь в аптеке, исполняющей обязанности по госконтракту набирайте номер горячей линии Министерства здравоохранения вашего региона.
Каждая ситуация с нехваткой бесплатного препарата индивидуальна, поэтому, если вы оказались в ней, то обратитесь за анализом и разъяснением к юристу. С радостью помогу вам решить проблему быстро и качественно!
И немного новостей из мира здравоохранения:
5 января вступил в силу Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 678-ФЗ "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Поправки дополнили перечень оснований для проведения медицинского вмешательства без согласия гражданина.
В соответствии с указанными поправками согласие не потребуется в случае оказания скорой медицинской помощи вне медорганизации, если медицинское вмешательство необходимо для устранения угрозы жизни человека и отсутствует выраженный до начала оказания медпомощи отказ гражданина (его законного представителя) от медицинского вмешательства.
Благодарю за внимание к статье. Будьте в курсе ваших прав и не забывайте про обязанности!
Изображение от jcomp на Freepik