Глобальная проблема всех крупных городов России — много машин и мало парковочных мест. Одним из ее проявлений являются «парковочные войны» во дворах многоквартирных домов:
- некоторые жильцы МКД против паркинга «посторонних» машин в своих дворах;
- другие самовольно захватывают парковочные места;
- часть граждан вообще за запрет стоянки любых авто возле своего дома и др.
В этой статье рассмотрим, как вопрос парковки во дворе МКД регулируется действующим законодательством.
Основы
По Жилищному кодексу РФ земля, на которой стоит МКД, находится в общей долевой собственности владельцев квартир в этом доме (ст. 36). Решение о том, как будет использована эта земля, принимается на общем собрании собственников. Причем, чтобы распорядиться судьбой земельного участка под МКД, нужно чтобы идею поддержало 2/3 собственников квартир в доме.
Из этого следует, что решение об организации парковки на придомовой территории принимается 2/3 голосов собственников жилых помещений на общем собрании. Если жильцы хотят ограничить въезд на территорию двора с помощью шлагбаума или забора, они также должны принять соответствующее решение на общем собрании.
Важно! Чтобы распоряжаться земельным участком под МКД, нужно знать его точные границы. Для этого потребуется провести его государственный кадастровый учет. А на установку шлагбаумов и заборов нередко требуется получить разрешение у МЧС, ГИБДД и др. инстанций.
Теперь рассмотрим законодательное регулирование конкретных ситуаций с парковкой во дворе
Гостевая парковка на придомовой территории
Итак, жильцы могут организовать парковку на придомовой территории. Но в большинстве случаев она будет иметь статус гостевой, потому что для организации постоянной парковки нужно соблюсти определенные законодательные требования.
Для гостевой парковки СанПин не устанавливает никаких обязательных требований по отдаленности от фасада дома, окон и т.д. НО гостевая парковка предназначена для временного оставления на ней машин. Это значит, что владельцы квартир в МКД не могут использовать эту стоянку для ежедневного и постоянного размещения своих авто.
Для организации постоянной парковки нужно соблюдать отступы от фасада дома:
- для парковки на 10 и меньше машин — 10 м;
- на 11–50 машин — 15 м от фасада с окнами и 10 м от фасада без окон;
- на 51–100 машин — 25 м от фасада с окнами и 15 м от фасада без окон и т.д.
Из-за плотной застройки во многих городах большинство дворов подходят только для размещения гостевых парковок. Но при этом можно заметить, что жильцы пользуется ею как постоянной. Привлечь к ответственности таких нарушителей сложно, потому что закон не устанавливает порядка определения, как и насколько человек оставил во дворе свою машину.
Придомовая парковка без шлагбаума и ограничительных знаков
Если владельцы жилых помещений в МКД никак не обозначили свою волю на ограничение проезда в их двор, то парковаться там может кто угодно.
Гражданский кодекс РФ (ст. 262) устанавливает: если собственник не обозначил, что вход на его земельный участок без разрешения не допускается, то любое лицо может пройти по нему без разрешения (при условии, что это лицо не причиняет ущерба и беспокойства для владельца).
Получается, что, если на придомовом участке не обозначено иное, он может быть использован как участок общего пользования. На нем может парковать автомобиль любой, и никто не вправе ограничить человеку въезд и выезд.
Придомовая парковка со шлагбаумом, забором и/или ограничительными знаками
Если собственники квартир в МКД выразили свою волю на ограничение права проезда и прохода по их придомовой территории путем установления шлагбаума или иных ограничительных знаков/ конструкций — парковаться во дворе могут только жильцы.
Владельцам квартир должен быть обеспечен беспрепятственный проезд на территорию двора путем выдачи пульта, пропуска и др.
Причем нельзя ограничить право отдельного собственника на парковку во дворе, даже если он:
- плохо паркуется;
- не сдавал деньги на шлагбаум и т.д.
Земля под домом — общая долевая собственность. Поэтому парковаться на ней могут в равной степени все владельцы квартир.
К примеру, в 2017 году Верховный Суд РФ рассматривал дело, в котором соседи общим собранием ограничили для одной из жительниц дома право въезда на придомовую парковку решением общего собрания «за нарушение правил парковки».
Суды первой и апелляционной инстанции не увидели в этом нарушения прав жительницы, так как собственники квартир в МКД имеют право устанавливать ограничение на использование общего имущества на собрании.
Однако Верховный Суд РФ не согласился с этим и указал, что каждому собственнику помещения в МКД принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом. «При этом какие-либо способы ограничения или лишения такого права действующим законодательством не предусмотрены». Из этого следует, что решение общего собрания, ограничивающее право автоледи на въезд во дворе, противоречит закону.
А можно ли выделить личное место на придомовой парковке?
Шлагбаумом или забором придомовую территорию огородили, а мест всем жильцам все равно не хватает? Можно ли занять себе отдельное персональное место на общей парковке?
Нет, нельзя. Общая долевая собственность подразумевает совместное владение участком на равных основаниях. В натуре доли не выделяются. Поэтому, если кто-то облагораживает, чистит для себя «местечко» — это не означает, что оно теперь стало его личным. Выставление же каких-то ограничителей на въезд — трактуется как самозахват и нарушение закона.
Но везде есть лазейки. С 2017 года в законодательстве появился новый объект недвижимости — машино-место. Это индивидуальное имущество, предназначенное для парковки машины.
Чисто теоретически можно собрать общее собрание и поставить вопрос о приватизации отдельного парковочного места за плату. Если 2/3 собственников на собрании дадут свое согласие, дальше нужно оформить землю в собственность:
- провести межевание;
- поставить на кадастровый учет и получить кадастровый номер;
- зарегистрировать право собственности в ЕГРН.
Важно! За личное парковочное место нужно платить налог на недвижимость.
Может ли арендатор парковаться на придомовой территории со шлагбаумом?
С собственниками разобрались. Они могут беспрепятственно парковаться в своем дворе и даже выкупить место. А какие права у арендаторов жилья в МКД?
Ответ: такие же права на пользование, как у собственника. Данный вывод сделал Верховный Суд РФ в одном из своих решений.
Собственник квартиры сдал свое жилье в аренду и передал арендатору пульт от шлагбаума. ТСЖ отключило этот пульт, сославшись на то, что пользоваться придомовой парковкой могут только собственники квартир в МКД.
Собственник (арендодатель) обратился в суд с иском к ТСЖ и дошел до Верховного Суда РФ. Высшая инстанция поддержала истца, указав, что решение ТСЖ не пускать арендаторов квартир на стоянку нарушает права собственников квартир. Сдача квартиры в аренду — проявление воли собственника на распоряжение своим имуществом.
Вот так вопрос с придомовыми парковками решается с точки зрения законов и судебной практики. Читайте «Доступное право», чтобы знать свои права, обязанности и юридические возможности!