/articles/484-data-soversheniya-administrativnogo-pravonarusheniya-svyazannogo-s-nar

Дата совершения административного правонарушения, связанного с нарушением трудовых прав и свобод

Время чтения: 12 мин.
2.6k
Дата совершения административного правонарушения, связанного с нарушением трудовых прав и свобод

- Почему эта статья актуальна?

Правильное указание в протоколе об административном правонарушении, постановлении по делу об административном правонарушении (выносимом в случаях, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 28.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее по тексту – КоАП РФ), постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (в случае возбуждения дела прокурором) даты совершения административного правонарушения не является неким формализмом.

В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ время совершения административного правонарушения отнесено к числу обязательных сведений, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении.

В выносимом прокурором постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в силу ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ должны содержаться все сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, а значит, и время совершения административного правонарушения.

В постановлении по делу об административном правонарушении, выносимом в случаях, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 28.6, должны быть указаны сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ, к числу которых в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ относятся обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, которые включают в себя, среди прочего, время совершения административного правонарушения.

Верховный Суд РФ ещё в 2005 году в абз. 4 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" обращал внимание на то, что в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

 

Таким образом, если, к примеру, в отношении возглавляемой вами организации прокурором вынесено постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, но в нём неверно указана дата совершения административного правонарушения, и такой неверно составленный протокол отправлен на рассмотрение мировому судье, то ещё не всё потеряно.

Даже если дело уже рассмотрено судьёй, то можно обжаловать в апелляционном порядке вынесенное судьёй постановление по делу об административном правонарушении. Но только в том случае, если допущенное нарушение при составлении постановления прокурора носит существенный характер. Оно будет являться существенным, если дата составления постановления при её сопоставлении с неверно указанной в этом постановлении датой совершения административного правонарушения повлияет на сроки давности привлечения к административной ответственности.

Кроме того, как указывал Конституционный Суд РФ в своих Определениях от 24.03.2015 г. № 696-О, от 26.11.2018 г. № 3071-О, при обжаловании постановления (решения)  по делу об административном правонарушении автор жалобы вправе привести в жалобе замечания и возражения на протокол об административном правонарушении (а значит, и на постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении), которые подлежат оценке судьей, должностным лицом при рассмотрении жалобы.

 

Из вышесказанного вытекает, что умение определять дату совершения административного правонарушения является очень актуальным, поскольку позволяет защитить себя от незаконного привлечения к административной ответственности (привлечения к ней с процессуальными нарушениями).

 

В интернете уже есть статьи, в которых даны разъяснения относительно того, как определить дату совершения административного правонарушения. На одну из них ссылался в своём тексте и автор настоящей статьи. Однако те статьи носят общий характер, будучи посвящёнными административным правонарушениям в целом. В предлагаемой же статье основной упор сделан на административные правонарушения, связанные с нарушением трудовых прав и свобод.

 

Таким образом, данная статья может выступить в качестве некоей подробной инструкции для тех, кому интересно узнать, как правильно определять дату совершения административного правонарушения, связанного с нарушением трудовых прав и свобод.

 

- Основная часть.

Административные правонарушения в трудовой сфере, как и любые другие, могут выражаться в различных формах. В этом и состоят основные трудности при корректном определении даты совершения административного правонарушения.

Итак, по смыслу ст. 4.5 КоАП РФ административное правонарушение может выражаться:

1) в форме действия;
2) в форме бездействия;
3) особым видом является так называемое «систематическое бездействие», то есть систематическое неисполнения обязанностей, которое также называется длящимся правонарушением.

 

Как показывает практика, не всегда верно определяют дату совершения административных правонарушений, выражающихся в форме бездействия. А правильно определять дату совершения длящихся административных правонарушений способны даже не все должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дело.

 

1. Итак, если административное правонарушение выражено в форме действия, то датой административного правонарушения является момент его совершения. С этим, как правило, особых сложностей не возникает. Приведу типичные примеры таких нарушений в трудовой сфере с одновременным указанием даты их совершения:

- работодатель ненадлежащим образом оформил трудовой договор с работником или заключил с работником гражданско-правовой договор, фактически регулирующий трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ). Датой совершения данного административного правонарушения является дата заключения соответствующего договора;
- работодатель не указал в положении об оплате труда, принятом в организации, порядок индексации зарплаты (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Датой совершения данного административного правонарушения является дата утверждения положения об оплате труда.

 

2. Если административное правонарушение выражено в форме бездействия, то дата административного правонарушения определяется днём, когда соответствующая обязанность должна была быть исполнена. Большинство административных правонарушений, связанных с нарушением трудовых прав и свобод, выражаются именно в форме бездействия.

Примеры таких нарушений в трудовой сфере:

- работодатель при приёме работника на работу до подписания трудового договора не ознакомил работника под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Дата совершения данного административного правонарушения – день заключения трудового договора, перед подписанием которого работодатель уклонился от исполнения обязанности по ознакомлению работника с локальными нормативными актами (ч. 3 ст. 68 Трудового кодекса РФ, далее по тексту – ТК РФ);
- работодатель не известил под роспись работника о времени начала отпуска (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Дата совершения данного административного правонарушения – последний день срока, в течение которого работодатель должен исполнить обязанность по извещению работника, т.е. 14-й день до начала отпуска работника (ч. 3 ст. 123 ТК РФ);
- работодатель уклонился от оформления трудового договора с работником (вообще не заключил с ним никакого договора, в том числе договора гражданско-правового характера) (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ). Дата совершения данного административного правонарушения – последний день срока, в течение которого работодатель должен исполнить обязанность по заключению трудового договора с работником, то есть 3-й рабочий день со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя (ч. 2 ст. 67 ТК РФ. Также на это есть указание в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", далее по тексту - ППВС РФ от 23.12.2021 № 45);
- должностное лицо организации, допустившее нарушения трудового законодательства, выявленные в ходе прокурорской проверки, умышленно не выполнило требование прокурора о предоставлении документов (ст. 17.7 КоАП РФ). Дата совершения данного административного правонарушения – последний день выполнения требования, указанный в требовании (абз. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);
- организация не исполнила предписание Государственной инспекции труда об устранении нарушений (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ). Дата совершения данного административного правонарушения – последний день исполнения предписания, указанный в нём;
- организация не представила территориальному органу службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов (ст. 19.7 КоАП РФ). Дата административного правонарушения – последний день представления информации, т.е. последний день месяца (абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации");
- работодатель не выдал работнику трудовую книжку на основании письменного заявления работника (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Дата совершения данного административного правонарушения – последний день установленного срока выдачи, т.е. 3-й рабочий день со дня подачи заявления (ч. 1 ст. 62 ТК РФ);
- должностное лицо Государственной инспекции труда не ответило в срок на обращение работника (ст. 5.59 КоАП РФ). Дата совершения данного административного правонарушения - последний день установленного срока ответа на обращение, т.е. 30-й календарный день со дня регистрации обращения (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

 

Также одним из примеров административного правонарушения в форме бездействия является нарушение работодателем сроков выплаты зарплаты (ч. 6 ст. 5.27 КоАП). Данное административное правонарушение считается оконченным в установленный день оплаты труда.

Необходимо отметить, что ранее «по данному вопросу существовала позиция, что несвоевременная выплата заработной платы может выражаться в систематических задержках и невыплатах и является длящимся нарушением, и выражается в систематическом неисполнении обязанностей» [1].

Однако в декабре 2021 года Верховный Суд дал разъяснения (п. 17 ППВС РФ от 23.12.2021 № 45):

- Несвоевременная выплата работнику зарплаты, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение начинает исчисляться со следующего дня после установленного дня выплаты зарплаты.
- Каждая задержка или невыплата зарплаты, других выплат – это отдельное правонарушение, вне зависимости от числа работников. Например, работодатель не выплатил зарплату в мае и июне, в оба раза – всем работникам организации. Следовательно, он совершил 2 административных правонарушения (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ) в форме бездействия.

 

3. Согласно абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее по тексту – ППВС РФ от 24.03.2005 N 5) длящееся административное правонарушение – это такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера (то есть индивидуально-правовым актом), например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). «При этом для такого вида нарушений должен отсутствовать срок исполнения обязанностей» [1].

«Неисполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся» (абз. 3 п. 14 ППВС РФ от 24.03.2005 N 5). Такое административное правонарушение как совершённое в форме бездействия будет считаться оконченным в последний день установленного срока исполнения соответствующей обязанности.

Как отмечается в судебной практике, «по смыслу положений части 2 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях датой совершения длящегося административного правонарушения является день его обнаружения» (решение Калужского областного суда от 08.07.2022 г. по делу № А-7-21-486/2022). Согласно п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (абз. 3 п. 14 ППВС РФ от 24.03.2005 N 5). Например, факт совершения длящегося административного правонарушения может быть зафиксирован в акте проверки, составленным прокурором. Следовательно, днём обнаружения такого длящегося административного правонарушения будет являться день подписания акта проверки.

Как правило, длящиеся административные правонарушения выявляются в ходе проверок, проводимых контролирующими и надзорными органов: прокуратурой, Государственной инспекцией труда, Роспотребнадзором, Роскомнадзором, пожарной инспекцией и др.

 

Примеры длящихся административных правонарушений в трудовой сфере:

- работодатель нарушал правила охраны труда, к примеру, не выдавал работнику средства индивидуальной защиты (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ);

- работодатель допустил работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке необходимого обучения, проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных осмотров или при наличии медицинских противопоказаний (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Разъяснение по вопросу, является ли данное административное правонарушение длящимся, дал Верховный Суд в ППВС РФ от 23.12.2021 № 45 (п. 22). Согласно правовой позиции суда оно выражается в длительном непрекращающемся невыполнении работодателем обязанности отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, обязательный медицинский осмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование или имеющего противопоказания к работе. «Например, работодатель принял работника, но не провёл с ним вводный инструктаж по охране труда. Срок давности привлечения к административной ответственности по данному основанию – 1 год. При этом работодателя привлекут к ответственности, даже если нарушение будет выявлено по истечении данного срока с момента допуска сотрудника на работу. Работодатель не должен допускать его к работе, соответственно это длящееся нарушение» [1].

«Следует учитывать, что фактическое допущение каждого работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения необходимого обучения, проверки знаний или обязательных осмотров подлежит квалификации в качестве отдельного административного правонарушения с назначением административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 5.27 1 КоАП РФ» (п. 22 ППВС РФ от 23.12.2021 № 45).

- работодатель не обеспечил работника средствами индивидуальной защиты либо не исполнил обязанность по хранению таких средств, их стирке, химической чистке, сушке, ремонту и своевременной замене (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Указание на то, что данное административное правонарушение является длящимся, есть в п. 23 ППВС РФ от 23.12.2021 № 45.

Верховный Суд РФ обращает внимание нижестоящих судов и государственных инспекторов труда на то, что образующее состав данного административного правонарушения систематическое неисполнение работодателем указанной обязанности, совершённое в отношении нескольких работников, не влияет на квалификацию этого правонарушения. Так, «в случае выявления в рамках проведения проверки названного нарушения, допущенного в отношении нескольких работников, составляется один протокол об административном правонарушении».

 

- В завершение.

Если Ваши трудовые права и свободы оказались нарушенными и Вам требуется юридическая помощь, то Вы всегда можете обратиться ко мне за подробной консультацией по Вашему вопросу, перейдя в чат по ссылке: https://dostupnoepravo.ru/l/2358

 

Спасибо за прочтение! 

 

Источники:

1. Как определить дату совершения административного правонарушения? URL: https://www.4dk.ru/content/art/11571-cplus-kak-opredelit-datu-soversheniya-administrativnogo-pravonarusheniya-20220412

2
1
0
2.6k
Комментарии
А