Изменения в Федеральный закон о рекламе были приняты ещё в сентябре прошлого года, но, как и ожидалось, что-то делать рекламодатели стали только сейчас - когда с 1 сентября 2023 года введена административная ответственность за несоблюдение законодательства о рекламе в части обязательной маркировки. Как маркировать рекламу? Кому это нужно делать? И что делать со "старыми" публикациями? Об этом поговорим подробнее.
Всю ли рекламу необходимо маркировать?
Практически всю интернет-рекламу. Даже бесплатную и бартерную.
Есть всего парочка исключений и они касаются:
- социальной рекламы;
- радиопередач и радиопрограмм;
- телепередач и телепрограмм,
- пуш-уведомлений,
- рассылок по электронной почте, направленных по базе своих клиентов и о своих продуктах, товарах и услугах,
- информации о своих товарах и услугах на собственном сайте(странице в социальной сети/сообществе);
- справочно-информационных и аналитических материалов о товаре или компании.
Какие сведения необходимо включать в маркировку?
Обязательное указание на тип публикации – РЕКЛАМА
Данные о рекламодателе: юр.лицо – наименование и ОГРН и адрес, ИП – наименование(ФИО) и ОГРНИП, самозанятый – ФИО и ИНН.
Специальный токен в формате «erid: ********»
Какую информацию несёт токен? Как его размещать в публикации?
Токен содержит в себе данные, кто заказал рекламу и кто разместил.
Токен нужно поместить в кликабельной ссылке или меню adChoice, чтобы его можно было скопировать.
Также возможно добавить токен в текст рекламного объявления.
Получать токен можно и нужно у оператора рекламных данных(ОРД).
Кто отвечает за контроль рекламных материалов на предмет соответствия требованиям?
Сразу две организации: Федеральная антимонопольная служба(ФАС) и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При этом ФАС отвечает за отношение подаваемой информации к рекламному материалу. Можно ли считать тот или иной текст\фото/видео (проще сказать пост или публикацию) рекламой или нет, содержится ли в Объявлении слово "Реклама" и сведения о рекламодателе, а Роскомнадзор контролирует наличие в рекламном материале специального токена (erid), полученного у ОРД (оператора рекламных данных) для обеспечения прозрачности рекламных схем и склейки рекламных цепочек в Едином реестре интернет-рекламы, он же ЕРИР.
Является ли публикация в формате текста, фото или видео о собственном товаре или услуге рекламой, подлежащей маркировке?
Нет, не является. Подобная реклама в маркировке не нуждается. И об этом получено разъясняющее письмо из ФАС, в котором говорится следующее: «…не является рекламой информация о производимых товарах или реализуемых услугах, размещённая на официальном сайте производителя/исполнителя, а также на страницах производителя/исполнителя в социальных сетях в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей об ассортименте товаров (услуг), условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. На такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются».
А как насчёт маркетплейсов?
Ваш аккаунт с карточками товаров на маркетплейсе следует оценивать как вашу страницу на интернет-ресурс, который принадлежит вам как юр.лицу, Ип или самозанятому по аналогии с аккаунтом в любой социальной сети. В данном случае размещённые карточки товаров несут справочно-информационную сущность и не требуют маркировки.
Какие штрафы предусмотрены?
Меры наказания на нарушение порядка маркировки рекламы прописаны в статье 14.3 КоАП «Нарушение законодательства о рекламе».
Штраф за каждое нарушение:
для физических лиц: от 2000 до 2500 рублей;
для юридических лиц: от 100 000 до 500 000 рублей.
Здесь мы говорим только о штрафе за отсутствие маркировки за непредоставление сведений в ЕРИР и так далее штрафы куда серьёзнее.
Нужно ли удалять «старые» рекламные посты?
Видео в запрещённой соцсети и прочих ресурсах противоречивы и многие «эксперты» советуют срочно удалить все креативы, размещённые в сети. На них токены уже не получишь, а штраф – да (так они утверждают). Но, спешу успокоить всех, кто побежал чистить свои соцсети. Закон действует с момента его принятия и распространяется на события, которые возникли после его принятия. Напомню, что поправки о маркировке действуют с 1 сентября 2022 года. Всё что было ранее – просто оставьте, как есть.
Остались вопросы?
Советую вам изучить мою прошлогоднюю статью об изменениях в сфере рекламы https://dostupnoepravo.ru/articles/391-internet-re...
А если вам потребуются дополнительные разъяснения и помощь - незамедлительно обращайтесь ко мне по ссылке на личный чат: https://dostupnoepravo.ru/l/1122