К
Ксения • 
5 часов назад
Бесплатный вопрос юристу №344597
Объясните мне пожалуйста, почему 647 указ президента рф выше конституции и федеральных законов? как это возможно, если по закону такое невозможно(п.3 ст.90...
Объясните мне пожалуйста, почему 647 Указ Президента РФ выше Конституции и федеральных законов? Как это возможно, если по закону такое невозможно(п.3 ст.90 Конституции РФ)? Может в федеральных законах или Конституции есть какое-то объяснение происходящему? Или бессрочная служба мобилизованных граждан является незаконной?
В России действует четкая иерархия нормативных правовых актов, закрепленная в Конституции РФ и других законах. В общем виде она выглядит следующим образом (от высшего к низшему):
Конституция РФ: Основной закон, имеющий высшую юридическую силу. Все остальные нормативные акты должны ей соответствовать.
Федеральные конституционные законы (ФКЗ): Принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией.
Федеральные законы (ФЗ): Принимаются по вопросам, отнесенным к ведению РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Указы Президента РФ: Подзаконные акты, издаваемые Президентом на основании и во исполнение Конституции и федеральных законов.
Постановления Правительства РФ: Подзаконные акты, издаваемые Правительством на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств): Издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства.
Законы субъектов РФ: Принимаются по вопросам, отнесенным к ведению субъектов РФ.
Подзаконные акты субъектов РФ: Принимаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства и законов субъектов РФ.
Муниципальные акты: Издаются по вопросам местного самоуправления.
2. Статья 90 Конституции РФ:
Пункт 3 статьи 90 Конституции РФ гласит:
«Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.»
Это ключевое положение, которое устанавливает, что указы Президента являются подзаконными актами и не могут противоречить Конституции и федеральным законам.
3. Проблема с Указом № 647 и мобилизацией:
Теперь перейдем к конкретному случаю — Указу Президента РФ № 647, изданному в связи с частичной мобилизацией. Этот указ, как и любой другой указ Президента, должен соответствовать Конституции и федеральным законам.
В чем же возникает ощущение, что Указ “выше” закона?
Отсутствие четких сроков: В Указе № 647 не были прописаны конкретные сроки окончания мобилизации и, соответственно, окончания службы мобилизованных. Это создает правовую неопределенность и дает ощущение бессрочности службы.
Правовое регулирование мобилизации: Федеральный закон “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации” от 26.02.1997 N 31-ФЗ, который регулирует вопросы мобилизации, не содержит четкого положения о бессрочности службы, но также не определяет и конкретные сроки ее окончания. Этот закон не дает четких ответов на многие вопросы.
Мнения и толкования: Различные мнения и толкования закона, высказываемые как юристами, так и государственными органами, создают путаницу и усиливают ощущение неясности.
Сложность ситуации: Ситуация, связанная с СВО, является сложной и неординарной, что также влияет на то, как применяются законы и указы.
Правоприменение. Не всегда на практике законы и указы исполняются правильно.
Несовершенство закона. Закон о мобилизации содержит много противоречий и недоработок.
4. Почему возникает ощущение “бессрочной службы”?
Отсутствие акта об окончании мобилизации: Указ о мобилизации не отменен и не издан указ о ее окончании, что создает ощущение, что она продолжается бессрочно.
Отсутствие четких сроков: Федеральный закон о мобилизации не устанавливает конкретные сроки окончания службы мобилизованных, и нет указа о демобилизации.
Невозможность досрочного увольнения: В законе не прописана возможность досрочного увольнения мобилизованных, кроме как по состоянию здоровья или в случае смерти.
5. Является ли бессрочная служба незаконной?
Формально нет: Бессрочность службы мобилизованных является следствием пробелов в законодательстве, а не противоречием закону.
Фактически — да: В отсутствие четких сроков окончания службы мобилизованных, их нахождение в армии на протяжении неопределенного времени, фактически является нарушением их прав, и противоречит конституционному принципу о службе в армии по призыву.
Необходимость правового регулирования: Необходимо внести изменения в федеральное законодательство и установить четкие сроки мобилизации и службы мобилизованных, и предусмотреть возможность их досрочного увольнения.
6. Есть ли объяснение происходящему в законах и Конституции?
Нет прямого объяснения: Конституция и федеральные законы не содержат прямого объяснения ситуации бессрочной службы, так как не прописаны четкие сроки мобилизации, и порядка демобилизации.
Пробелы в законе: Проблема заключается в пробелах и неопределенностях в законодательстве, а не в противоречии между Указом Президента, Конституцией и федеральными законами.
Необходимость изменений: Необходимо законодательное урегулирование данной ситуации.
Вывод:
Указ Президента РФ № 647 не может быть выше Конституции и федеральных законов. Однако, из-за пробелов и неопределенностей в федеральном законодательстве, а именно в законе о мобилизации, возникла ситуация, когда кажется, что Указ “бессрочно” продлевает службу мобилизованных.
Бессрочность службы мобилизованных является не следствием противоречия закону, а следствием недоработок в законе, и неопределенности сроков мобилизации.
Для решения этой проблемы необходимо внести изменения в федеральное законодательство и установить четкие сроки мобилизации, демобилизации и службы мобилизованных, а также гарантировать их права.
Надеюсь, это объяснение помогло вам разобраться в ситуации.